Проект застройки впоследствии был отмечен вручением авторской группе архитекторов 5 ноября 1973 года Государственной премией, что подтвердило государственную значимость возводимого Нового города.
Над его проектированием работало 27 научно-исследовательских и проектных организаций. Генеральным проектировщиком стал институт ЦНИИЭП жилища, который вкупе с другими институтами приступил к разработке проекта застройки нового жилого района города Тольятти.
В сложном положении оказались архитекторы-проектировщики, которые в короткие сроки должны были представить “на бумаге” город-мечту, создавая его на новом, “чистом” месте. С одной стороны, это была большая ответственность, с другой – позволяло проявить авторскую индивидуальность. Этот еще пока “виртуальный” город представлялся как образец градостроительства, на который будут равняться другие рождающиеся города. Именно таким должен был стать Автоград – эталоном, по которому будут сверять свои решения градостроители ближайшего будущего.
Важное место в возведении промышленных и гражданских объектов города как монополисту городского строительства принадлежало строительному управлению “Куйбышевгидрострой” (КГС).
Было трудно представить масштабы нового города, возводимого на землях колхоза “Россия” и совхоза имени Степана Разина. Город строили практически с “нулевой” отметки: с устройства инженерных коммуникаций: дорог, коллекторов, линий водоводов”. За короткие сроки необходимо было ввести в пользование и освоить 8 893 га (80 кв. км) земли.
Одновременно со строительством завода необходимо было возвести новый город, который разместил бы стремительно возрастающее число строителей автомобильного завода. С октября 1966 по сентябрь 1967 года численность населения города увеличилась в 2 раза, на сентябрь 1967 года количество жителей города достигло цифры в 162 тысячи человек. Впервые в таком масштабе на новом месте предполагалось обойтись без временного жилья и строить благоустроенные дома и объекты соцкультбыта.
21 декабря 1973 года был выпущен миллионный автомобиль, и в этот же день Государственная комиссия приняла весь комплекс Волжского автозавода.
19 апреля 1970 года с главного конвейера ВАЗа сошли первые шесть автомобилей «ВАЗ-2101» «Жигули», известные ныне в большинстве зарубежных стран как «Лада». Первенец оправдал ожидание его создателей. Ходовые качества были превосходны, а капитальный ремонт требовался лишь после того, как автомобиль прошел расстояние, равное десяти путешествиям из Москвы до Владивостока.
За рекордно короткие сроки была построена первая очередь завода. Накануне выпуска первого автомобиля был объявлен конкурс на лучшее название. Были предложены разные названия: Искра, Комсомолец, Ленинец, Ласточка, Юбилейный, Спутник, Совитала и Росита, Жигули.
Тема строительства в Тольятти автомобильного гиганта стала излюбленной в средствах массовой информации; многие захотели трудиться на этой стройке. В адрес отдела кадров Куйбышевгидростроя обрушился многотысячный поток писем желающих принять участие в строительстве завода. Все понимали, что строить, а потом работать на ВАЗе – это значит находиться в эпицентре современной жизни, да и возможность получения квартиры в Тольятти была вероятнее, чем где-либо. Главное – у молодых людей были явные перспективы реализовать себя. Строительство Волжского автозавода было объявлено Всесоюзной ударной стройкой.
Технический проект автозавода был составлен итальянским автомобильным концерном «ФИАТ» с участием института Промстройпроект. Непосредственное участие в проектировании будущего гиганта приняли коллективы свыше 40 проектных институтов нашей страны. Строительство отечественного автогиганта было поручено Управлению Куйбышевгидростроя. В январе 1967 года был вынут первый кубометр земли на строительной площадке.
В марте 1964 года в Париже на международной автомобильной ярмарке демонстрировался автомобиль «ФИАТ», а в мае того же года уже был подписан договор с итальянцами о строительстве автомобильного завода в России. Наш город был выбран не случайно: здесь была крупная строительная организация, богатые энергетические ресурсы, хорошо развитая машиностроительная промышленность.
Третье рождение города - строительство АвтоВАЗа. В Тольятти практически нет семей, в которых хотя бы один человек не работал на заводе. Большинство жителей города приехало сюда на комсомольскую стройку, возводить крупное предприятие так необходимое развивающейся стране. Ехали со всего СССР - из Ленинграда, Москвы, Минска, Тбилиси, Еревана, Владивостока, Вологды, Казани, многие остались, нашли здесь свой дом. Город фактически отстраивался заново, для этих молодых семей. Но давайте по порядку, с чего все начиналось.
Соловьева Ксения Евгеньевна
По данным Торгового Дома Книги "Москва", Торгового Дома "Библио-Глобус" и интернет-магазина Ozon.ru
СОБЫТИЯ, АНОНСЫ, АКЦИИ
Комментариев нет:
Отправить комментарий